Исследование: музейные профессии
Служба исследований HeadHunter совместно с Театральным музеем имени А. А. Бахрушина в поддержку инициативы социального проекта «Я тебе не бабушка!» провела анализ профессий музейных сотрудников на российском рынке труда.
В рамках исследования было проанализировано:
- около 2 тысяч резюме российских соискателей, созданных с 2014 года, в названии которых встречались слова «сотрудник музея/галереи», «экскурсовод в музее/галерее», «смотритель музея/галереи» или «куратор выставок»;
- около 4 тысяч российских вакансий, опубликованных с 2014 года компаниями, занимающимися музейным или галерейным бизнесом (около 1000 компаний);
- около 12 тысяч резюме с указанным искусствоведческим образованием;
- около тысячи вакансий с требованием или пожеланием искусствоведческого образования.
«В сентябре этого года Бахрушинский музей запустил социальный проект , главной задачей которого является привлечение внимания общественности к важности профессий музейных сотрудников и их работе, — рассказала первый заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Кристина Трубинова. — Музейная отрасль развивается, отвечая всем современным вызовам. Сегодня перед музеями стоят задачи международного формата, музейный сегмент развивается с учетом потребностей посетителя. Музеи стремятся стать интересными, модными, интерактивными, образовательными, не теряя исторической достоверности и музейных традиций, активно вовлекают в свою деятельность как можно более широкую аудиторию всеми доступными на сегодня способами. Вследствие этого профессия музейного сотрудника заметно молодеет, и востребованность в квалифицированных кадрах растет. После запуска проекта «Я тебе не бабушка!» совместно с компанией HeadHunter мы провели HR-исследование, анализ которого как раз и подтверждает эту тенденцию на омоложение профессии музейного сотрудника и растущий запрос на профессионализм кадрового персонала. Например, мы видим, что в 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году».

«Результаты нашего исследования показали, насколько стереотипы восприятия профессий музейных сотрудников далеки от реальной картины, — отметила руководитель Службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова. — Масштабная цифровизация музеев, открытие мультимедийных учреждений культуры, безусловно, привлекают в эту сферу все больше молодежи: доля соискателей в возрасте от 24 лет всего за пять лет выросла с 2% до 36%, а наибольшую долю в музейных профессиях составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). Все это доказывает, насколько своевременна и полезна, в том числе для рынка труда в сфере культуры и образования, инициатива музея имени А. А. Бахрушина «Я тебе не бабушка!».
Демографический портрет музейного работника: пол, возраст, опыт работы
Большинство соискателей из числа музейных работников — женщины (82%). Однако если посмотреть на динамику создания резюме, то мы увидим, что доля мужчин незначительно, но выросла за последние пять лет: если в 2014 году соотношение созданных резюме мужчинами и женщинами было 12% против 88%, то в 2018 году уже 23% против 77%.
Распределение резюме музейных сотрудников по полу:
- женщины — 82%;
- мужчины — 18%.

Каждый четвертый соискатель с резюме музейного сотрудника старше 45 лет. Наибольшую долю среди таких соискателей составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). При этом в динамике наибольший рост показывает группа от 18 до 24 лет: если в 2014 году такими соискателями было создано лишь 2% резюме музейных сотрудников, то в 2018-м — уже 36%.



Образование музейных работников
Подавляющее большинство соискателей имеет высшее образование. Наиболее популярными вузами, которые окончили музейные сотрудники, являются СПбГУ, МГУ, РГГУ.


24% соискателей также получили дополнительное профессиональное образование. Как правило, это курсы иностранных языков.
Типы дополнительного образования | Примеры организаций |
---|---|
Курсы иностранных языков | English First, Goethe Institut, Французский культурный центр |
Основы интернет-маркетинга | Geekbrains |
Дизайн, декорирование | Международная школа дизайна |
Курсы экскурсоводов | Государственный Русский музей |
Курсы гидов-переводчиков | РГГУ |
Что касается соискателей, получивших искусствоведческое образование, то более четверти из них размещают резюме в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа». Наиболее популярными названиями резюме таких соискателей являются «Искусствовед», «Администратор» и «Начинающий специалист».


Ожидаемые зарплаты музейных работников
Средняя ожидаемая зарплата музейных сотрудников в России — 30 тысяч рублей. В Москве эта цифра несколько выше — 35 тысяч рублей, в регионах — 25 тысяч рублей. Чем больше у кандидата опыта, тем выше он оценивает свою зарплату.


Владение иностранными языками
Среднее число иностранных языков, которыми владеет музейный работник — 1,5. Наиболее популярным иностранным языком является английский. Интересная особенность или специфическая деталь — в 1,7% резюме тех, кто владеет хотя бы одним иностранным языком, указан латинский.

Регионы
Большинство музейных сотрудников не готовы никуда переезжать из родных регионов. 22% рассматривают возможный переезд, 2% указали, что желают переехать из своего региона.

Распределение резюме музейных сотрудников по готовности к переезду:
- не готовы — 76%;
- переезд возможен — 22%;
- переезд желателен — 2%.
Наиболее популярными направлениями для переезда являются Москва и Санкт-Петербург.

Профессиональные навыки
Основные навыки музейных сотрудников — грамотная речь и умение обращаться с ПК. Из профессиональных навыков, попавших в топ-20, — организация выставок.

Вакансии
В 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году.

Наиболее популярной вакансией является вакансия экскурсовода.

Средняя предлагаемая зарплата для музейных сотрудников (смотрителей, кураторов, экскурсоводов и так далее) — 25 500 руб.
Примеры вакансий, где предъявляется требование или пожелание к тому, чтобы у кандидатов было искусствоведческое образование:
- менеджер по продажам картин, антиквариата;
- дизайнер-консультант в багетную мастерскую;
- редактор, контент-менеджер сайта (тематика: искусство и культура);
- реставратор;
- руководитель интерьерной студии;
- маркетолог в издательство о музыке;
- няня-воспитатель.
Основные требования к музейным работникам:
- знание предметной области (по профилю музея) и интерес к ней;
- гостеприимство и хозяйственность;
- грамотная устная и письменная речь;
- знание английского языка на уровне разговорного;
- умение работать в команде;
- дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, вежливость;
- желательно высшее образование (искусствоведение, музейное дело);
- умение работать с разными категориями посетителей.
Топ-5 профилей музеев, размещавших больше всего вакансий в 2014–2019 гг.
Профиль | Пример |
---|---|
Исторические, многопрофильные | ВДНХ |
Изобразительное искусство | ГМИИ им. Пушкина |
Современное искусств | «Эрарта», «Гараж» |
Узкопрофильные | Музей русского импрессионизма |
Краеведение | Омский историко-краеведческий музей |
Более половины работодателей (музеев и галерей) находится в Москве (53%).
